В основе игры лежит взаимодействие четырех игроков. Их главная цель – произвести как можно больше сдач, чтобы набрать максимальное количество очков, подсчитывающихся на основании карт в руках.
Как правило, используется традиционная колода из 36 карт, однако для улучшения процесса и продления игры иногда используют все 54. В них можно найти две карты Джокера, которые становятся основной меткой во время игры.
Одной из особенностей Джокера является старшинство карт, выполненное в обратном порядке. То есть, самым «младшим» и слабым является туз, а самой «сильной» — шестёрка, либо двойка. Карта Джокера при этом является чуть ли не универсальным оружием.
- В различные моменты игры Джокеры могут воспроизводиться следующим образом (выбор у игрока, имеющего специализированную карту):
- Становиться «козырной» картой, которую невозможно побить. То есть, Джокер принимает значение, эквивалентное шестерке того же цвета. В дальнейшем это право «козырности» передаётся по старшинству. Если игрок сыграл Джокера на пиковую карту, пиковая шестёрка, семёрка и тому подобные карты – козырные. Таким образом, именно игроки, обладающие универсальными и немного «читерскими» раскладами устанавливают правила игры.
- Становиться старшей картой взятки – то есть, занимать место самой старшей карты в раскладе с целью получения максимального количества баллов при дальнейшем подсчете.
- Становиться младшей картой взятки – например, если Джокер передаётся сопернику, при подсчете учитывается наименьшее значение (то есть, туз), которое только могло получиться. Это действует в любой момент игры.
- Становиться управляющей картой в раздаче. Если один из играющих положит Джокера на стол и скажет всем выложить старшую карту взятки определённой масти, противники не в праве ему отказать, тем самым отдавая свои самые сильные карты, либо пропуская ход вовсе. При этом Джокер также может принимать максимальные и минимальные значения, как было указано ранее.
Наиболее интересный процесс, происходящий во время игры в Джокера – тузование. Каждому из игроков раздается по одной карте, и самая старшая из них кладется в центр стола. Сразу после этого каждый из противников получает по одной открытой карте ровно до тех пор, пока ему не выпадет туз. Именно этот человек будет производить дальнейшие раздачи.
После этого начинается игра, состоящая из четырёх раундов. Каждый из них разыгрывается особым образом, однако смысл состоит в том, чтобы выбирать как можно более удачные карты из взятки.
Человек, производящий раздачу карт, выбирает одну из своей колоды и кладёт прямо в центр стола. Сразу после этого задача каждого из его противников – либо перебить эту ставку, положив более старший аналог, либо снизить его возможный выигрыш. Если нет карт такой же масти или цвета, необходимо играть козырными или Джокером. При полном «капуте» разрешается убрать одну из карт взятки, тем самым оставляя противника без баллов.
Как не сложно поверить, основной девиз этой игры – «Тонешь сам, топи других!», ведь основная стратегическая задача Джокера состоит в увеличении своего благосостояния за счёт чужого проигрыша. В начале каждого хода обозначается «заказ», который необходимо выполнить – например, забрать себе в «биту» определенное количество карт или очков. Игрок, выполнивший это условие, получает дополнительные баллы при конечном подсчете.
Игра может продолжаться от одного до четырех часов и содержит в себе примерно двадцать четыре раздачи, каждая из которых определяется особенным количеством карт. Например, в самую первую раздачу игроки получают всего по одной карте, из-за чего игра превращается в тотальную удачу.